
Мысли продолжают оформляться.
Далее.
Вот, например, что мне лично не нравится в политике массового общества и что кажется неэффективным.
В отношениях со своими друзьями и близкими я выступаю как личность, индивидуальность.
А в отношениях с государством я чувствую, что оно определяет меня в какую-то группу и взаимодействует со мной как с представителем этой группы. При этом попадание в ту или иную группу обусловлено во многом случайными причинами - именно так можно легко попасть в негативную для государства группу и получить некоторую долю репрессивных действий.
И, самое главное, государство во взаимодействии со смотрит не на мои социально-индивидуальные качества, а исходит из им же определенных качеств той группы, в которую меня оно же и приписало.
В принципе, конечно, для массового общества в этом нет трагедии и нет проблемы. В этом и есть его эффективность, когда большинство населения действительно идентифицирует себя с той или иной группой и ценит это выше собственной индивидуальности.
Именно на этом основано признание Сталина эффективным менеджером - ценность индивидуальности намного ниже групповых целей (об адекватности этих так сказать групповых целей пока умолчим).
Проблемы и трагедии начинаются тогда, когда нас становится все меньше и меньше, а осознания собственной уникальности все больше и больше. Вернее, они в этом случае обостряются, потому как сам кризис массового общества прямо не детерминирован количеством граждан.
Вот тогда, политика массового общества начинает работать на воспроизводство существующего порядка и становится неэффективной.
Думаю, нас ждет интересный и трудный период возникновения Новой Политики.
.