Из многообразия реакций западной прессы на последние события выделю одну статью, претендующую на серьезные обобщения.
The Financial Times опубликовала статью The new age of authoritarianism, в которой поднимается близкая мне тема направленности политических изменений в современном мире.
Идеи статьи примерно такие:
После падения берлинской стены, в 1989 казалось, наступил конец истории. Но почти два десятилетия спустя мы вошли в эпоху авторитаризма. События в Грузии, по мнению авторов, подтвердили ошибочность идеи Фрэнсиса Фукуямы о «конце истории» и о том, что «триумф западной идеи очевиден прежде всего из-за полном истощения жизнеспособных систематических альтернатив западному либерализму».
Авторитарный реванш происходит, прежде всего, в петро-государствах.
Но есть отличия, например, Китая и России, и прежде всего в том, что китайские товарищи тщательнейшим образом изучали историю краха советского коммунизма и стараются не повторять наших ошибок. И вместо того, чтобы видеть в этом крахе доказательство неизбежного, глобального триумфа западного либерализма, китайцы рассматривают российский пример как типичный случай того, чего не должна делать правящая партия.
1989 год – это поворотный момент, но не потому что тогда рухнула стена. Ключевым событием того времени было кровавое подавление протестующих на площади Тяньаньмэнь, которое, по мнению китайских руководителей, спасло страну.
Эпоха авторитаризма – плохие новости для нас, заключает автор. Как все чрезмерно жесткие объекты, авторитарные режимы недолговечны, и их лидеры знают это. Именно этим объясняется систематическое разрушение Путиным всех форм гражданского общества – чрезвычайно прагматическая мера, хотя это вводило в заблуждение некоторых внешних наблюдателей, которые задаются вопросом, почему столь популярный лидер должен быть настолько авторитарным. Но есть и другой способ гарантировать общественную поддержку авторитарного режима - опора на возрастающий национализм.
События в Грузии является свидетельством, что для Кремля политика неоимпериализма - действенная защита неоавторитаризма. Разрушение стен действительно делало мир более безопасным.
Теперь, когда многие лидеры восстанавливают их вновь, понять, как сдержать нарастающий в 21 веке авторитаризм - наша самая неотложная политическая задача.
Статья, конечно, в духе Роберта Кейгана, одного из главных идеологов неоконсерваторов. Но тенденции, по-моему, уже сомнения не вызывают.
Мы вступаем в эпоху великого соревнования между либеральными идеями и идеями авторитарными. Причем, место России в этом соревновании еще жестко не определено.
.