Feb. 29th, 2012

evstifeev: (Default)
По наводке[info]amoro1959 прочитал интервью с русским писателем Олегом Зайончковским. Верней - не прочитал.
Вообще сама ситуация, когда читатели узнают о сущестовании писателей из их интервью весьма характерна.
И скорее - для характеристики самих читателей, а не писателей. Писатели наверняка у нас хорошие. Они всегда были хорошие. Но вот я такой читатель, что не читаю писателей. Тем более современных.
Но вернусь к непрочитанному интервью.
Все-таки, думаю, дело писателей - писать книги. И, наверное, Олег Зайончовский делает это талантливо и успешно.
Что касается его общественно-политических взглядов, которые ни с того ни с сего Русский Журнал решил выяснить, - то это, скорее всего, его личное дело. Я даже оценивать их не хочу. Ибо не дочитал.
Но кое-что в глаза бросилось и я не могу умолчать.
Где-то в середине интервью, после значимых для самого писателя рассуждений о народе, власти, национальной душе, о государстве, о том, как питается писатель "энергетическим полем" Родины, Зайончковский наконец называет главную беду России и по-писательски ярко и образно это описывает:
Я не зря назвал ее матерью наших бед. Ржа ест железо, лжа – душу, а коррупция – государство. Что может быть страшнее коррупции, ведь из-за нее, проклятой, и спутники падают, и инвестиции не инвестируются, и дети родятся плохо! Как нельзя красить по ржавчине, так и страну невозможно законсервировать вместе с коррупцией, – она просто сгниет под лаком.

Вообще, писатели - по определению люди тонкие, восприимчивые к любым проявлениям жизни. Но современные писатели, сохранив это родовое писательское свойство, постмоденистски соединили его с восприимчивостью идеологических штампов и схем. Собственно, к ним, любимым и родным, и свелся весь разговор с писателем.
Вот и коррупция, конечно, ужасная вещь, но назвать ее корнем всех бед России может только человек, абсолютно не разбирающийся, где вершки, а где корешки. Вон во времена Достоевского уж тоже какая была коррупция, но что-то не дозрел руссий писатель до ее обчения в качестве главной русской беды. Нашел какие-то другие беды.
А вот русский писатель Зайончковский не видит и никаких путей изменения ситуации, о чем лично и зафиксировал в интервью следующую мысль:  я не вижу альтернативы действующей бюрократии.
Правда, тут же оговорился, оставив себе некоторое пространство для маневра: Сегодня не вижу. Но если в России созреет, скажем, вменяемая «патриотическая» партия, созреют такие политики, которым я мог бы вверить страну не для дальнейшей перепродажи, то я это непременно сделаю.

То есть, других целей как "перепродажа" страны у любой власти вроде бы и нет. И пока она ее по каким-то причинами продает не слишком сильно - то можно и потерпеть. Такое вот пистальское феодально-средневековое мироощущение.
Будто бы и не было вовсе всего 19-го века, великой русской литературы, истории, и мы возвращаемся в донациональные вполне себе сословно-феодальные времена.

Получается весьма сложное сочетание продвинутого писательского слова и совершенно дремучей неразвитой мысли. Вроде как кто-то вполне современным планшетником пытается проковырять колею в замерзшем грунте для проезда мифической и давно развалившейся телеги. Телеги давно нет (а может и е было!), а колея в писательской программе осталась. Вот он ее (колею) и ковыряет, как может.

В общем, оказалось, что читать писателей, как в книжном варианте, так и в виде интервью -  нелгекий труд, а главное - какой-то бесполезный, что ли.
Для меня, по крайней мере.
.
evstifeev: (Default)
В "охотах на ведьм", гонениях на гомосексуалистов, погромах и прочих социальных рестрикциях всегда очень силен элемент использования нашего животного страха перед "другими", чужими, непохожими.
Это инстинкты. У них может быть действитеьное рациональное обоснование в виде реальной опасности, исходящей от "других", но может всего этого не быть, кроме непохожести по каким-то не самым важным в даннsх обстоятельствах признам.
Беда в том, что когда происходит опора на такие струкутры психологии масс, крайне сложно понять и верифицировать реальность этой опасности. А вернее - никакая логическая проверка, то есть верификация, тут не работает.
То, что делали в средневековой Европе, на окраинах России в 19 веке, в гитлеровской Германии - как раз из этого ряда.
Можно посмотреть на это с ашей привычной стороны и сказать - ну, ладно, но ведь иногда есть реальная опасность, и тогда этот массовый психоз, основанный на разбуженных низменных инстинктах людей, вполне обоснован. (Ага. Только этого не было ни разу у нас. Вот в чем дело).
А можно посмотреть и с другой - никакая игра на пробуждении животного в человеке не может быть оправдана, особенно, когда этим занимается государство и прикрывает это грубой игрой в "патриотизм".
Пока ни одна партия, ни одно движение до таких лозунгов не доходят. Напротив - наблюдается сильное противопоставление, использование стереотипов "свои" и "чужие", отделение и рестрикции вместо кооперации и вовлечения.
Это не человеческая машина. Это вольер, где у людей электрическими импульсами вызывают к жизни полуспящие животные инстинкты. И они просыпаются.
Но проснувшегося зверя кто-то должен будет усыпить, это уж точно. Правда, вполне возможно, что это будут уже не нынешние правители.
.
evstifeev: (Default)
Сегодня утром только задумался о коррупции и набросился на русского писателя.
А коллега с другого конца Евразии вдруг тоже совершенно о том же думает, но с другой точки зрения.

И я продолжаю размышлять, отвечая ему. Через тысячи километров.

Это же фундаментальная вещь! Это ведь не только о коррупции, это вообще "и это все о нем".
Можно административно ужесточать санкции, можно вливать в образование деньги, втюхивать в больницы новейшие аппараты (то есть все, что ставится в заслугу кандидату), но все это - одновременно и громадный институциональный провал Путина. Эта прорва ест все, при небольшом увеличении уровня жизни и обеспечения. Съест - и ничего не останется, и все рухнет.
Путин - молодец, он в этих условиях как кризис-менеджер не остановился перед тем, перед чем многие бы остановились. Но, не остановившись, он проскочил важную точку - точку институализации, когда кое-что еще можно было сделать, но теперь ему удобнее управлять в условиях слабой и рассогласованной институциональной среды. Теперь создаваемые институты, начиная с общественных, - сметут и самого Путина. У него только один Путь - не допускать создания таких институтов, глушить их псевдоинститутами и формальными организациями.
Может быть даже это и не совсем вина Путина, но точно его беда. И наша.
.
evstifeev: (Default)
Вчера состоялась наша Публичная Лекция, и тема была очень патриотичная "Забытая война - незабытые судьбы".
Так вот - все записные патриоты и завзятые государственники оказались очень заняты важными делами. Очень важными.
Представляю, как они зашевелятся и забьют в сои барабаны, когда 100-летие начала Первой мировой войны будет отмечаться официально. Вот ту уж мы их всех и увидим, и пафос осветит их мужественные и честные лица.
А ребята, которые 20 лет в свое свободное время и за свои деньги копаются в российских архивах, - они-то вперед не полезут, будут продолжать свой бесценный поиск и возвращение забытых подвигов и забытых судеб. В этом и есть большая разница.

Вчера разговор был о 218-м Пехотном Горбатовском полке, формировавшимся летом 1914-го года во Владимире.
Не буду все пересказывать, отмечу только, что это был подробный и увлекательный рассказ о том, как создавался полкю, о его боевом пути, о сражениях, о смерти, о подвигах, о жертвах...

Не буду много писать. У всех была вохможность придти и почтить память наших героев-земляков не в помпезном мероприятии, а в самом что ни на есть вдумчивом разговоре о самом главном. А ведь мы почти ничего не знаем и не помним о них, погибших и выживших...
Больше всего меня лично поразили описания боевых действий и подвигов наших земляков в официальных донесенях тогоо времени, всеони написаны живым, русским языком, нисколько не походим на нынешний официальный канцелярит.
Приведу тут только одну выдержку из архивного документа, личного дела Георгиевского кавалера, прапорщика 218-го Пехотного Горбатовского полка, которая больше всего меня затронула:

...Лосев Максим Иванович, прапорщик. Убит 17.09.1915 г.
Высочайшим приказом от 13.11.1916 г. был награжден орденом Св. Великомученика Георгия Победоносца 4-й ст., «за то, что, в бою 17-го сентября 1915 г. у дер. Крынки, командуя ротой, под сильнейшим ружейным и пулеметным огнем, с криком «Ура!» бросился на немецкие окопы, выбил из них противника, захватил 6-ть пулеметов и, продолжая развивать успех своей роты, запечатлел свой подвиг героической смертью».


Запечатлел свой подвиг героической смертью...
Тут, для Памяти, я помещаю описание подвигов офицеров этого полка, пожалованных Георгиевским оружием и Георгиевским крестом.
Будем помнить.
.

Profile

evstifeev: (Default)
evstifeev

February 2018

S M T W T F S
    123
45 678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 29th, 2025 04:56 am
Powered by Dreamwidth Studios