
Есть механизмы, которые по умолчанию, на уровне здравого смысла считаются верными.
Например, если у вас сломался карандаш, вы берете другой. И все. Очень просто и без лишних мыслей.
Но автоматический перенос данного механизма на более сложные процессы может приводить к серьезным ошибкам.
Иными словами: перенос привычных рутинных практик, доказавших свою эффективность в обыденной жизни, на более сложные явления и процессы, должен всегда сопровождаться проверкой и верификацией.
Пример с карандашом можно довести до абсурда, если представить себе родителей, которые по какой-то причине сильно недовольны своим ребенком. Механизм замены "неудачного" ребенка на другого, "хорошего", вряд ли придет в голову нормальным людям. И дело не только в биологическом инстинкте.
Немалое значение имеет параметр ограниченности ресурсов им невозможности абсолютно полной замены уникального человека другим. То же самое касается и многих социальных процессов ("других писателей у нас нет!").
Однако, когда мы начинаем размышлять о политической власти у нас появляется аргумент вполне справедливый и правовой сменяемости власти. Власть, безусловно, должна быть сменяема.
Но аналогия со сломанным карандашом - крайне упрощает дело. В случае с властью возникает масса вопросов, которые, для того чтобы сменить власть, должны быть ясны: Кто решает, что власть плоха? Кто решает, что власть плоха настолько, что ее надо сменить? Каков механизм смены? Кто контролирует этот механизм? Каков доступ к этому механизму? Кто пользуется преимуществами этого механизма? И так далее.
Без ответов на эти вопросы требования "смены власти", даже самые справедливые, легко интерпретируются как демагогические и направленные только на дестабилизацию ситуации.
Хотите сменить власть - отвечайте на вопросы, которые отличают ситуацию власти от ситуации со сломанным карандашом.
Иначе все и вправду кажется только болтовней.
.