А ведь вертикаль власти, к которой мы стремились и которую почти построили, так и должна себя вести.
До последнего тянуть, а потом ввалить все силы и средства, потом почистить саму себя, ничего не меняя, победить и ждать следующих потрясений.
И не потому что люди плохие - а потому что таковы законы вертикали.
И это хорошо известно каждому. Потоки сверху вниз, и снизу вверх сильно задерживаются и искажаются. И чем больше звеньев в вертикали, чем больше тех. кто паразитирует на этой вертикали, тем меньше ее эффективность. Это не очень заметно на верхних этажах, собирающих и распределяющих ресурсы. Но это становится очень заметным внизу, на земле, особенно при пожаре.
Президент обеспокоен состоянием потенциально опасных объектов.
Президент увольняет генералитет ВМФ. Наверное, это правильно. Ему виднее. Мы ведь ничего не знаем о том, что произошло на военно-морской базе в Коломенском районе Московской области.
Но мы знаем, что происходит с гражданскими потенциально неопасными объектами.Они тоже горят.
И тут тоже вертикаль работает как надо. Скрывает до последнего масштабы несчастий, потом сжирает все возможные ресурсы, в том числе зарубежную помощь, потребляет героизм и профессионализм наших пожарных, а от граждан требует только повиновения, соблюдения правил и, практически, ничегонеделания.
Дышите дымом и сидите дома.
Потому что нас в вертикали нет. Ни внизу, ни, тем более, вверху.
Вертикаль горит, но не сгорает. Сгорают деревни и дома.
Иногда сгорают военные базы, но тогда вертикаль тут же огрызается. Это ее отросток. Это - нельзя. Это - ЧП.
По-моему, пришло время какому-то лидеру понять, что только с опорой на людей можно что-то сделать в России, в городе, в селе.
Время вертикали проходит, она горит, но пока сгорают наши (наши!) леса и дома.
Как бы не дать вертикали перезреть, загнить, самовозгореться от перегрева. А не то все сгорим на хрен.
Лет пять назад, в своем Послании тогдашний президент и теперешний премьер вдруг хорошо сказал о том, что "
особенностью последнего времени стало то, что наша недобросовестная часть бюрократии (как федеральной, так и местной) научилась потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах". Очень хорошо научилась, и нисколько не прекратила, и даже довела это свое умение до совершенства, называемое просто и ясно - паразитирование на людях.
Жажда наживы, ограниченная только массовой гибелью людей. Это и есть российская политэкономия.
И вертикаль тут нисколько не препятствует этому, а, наоборот, только помогает.
Честно говоря, я не знаю, что еще делать. Сколько нас должно погибнуть, сгореть, утонуть, чтобы стало понятно, что время вертикали прошло, и что надо строить и осваивать иные механизмы управления. Только это уже не техническая задача. Без политики это сделать нельзя.
Нужна политика, а если ее нет - нужно принуждение к политике.
Тогда не сгорим.
.
Почему демократия не получается
Мне очень понравилось.
Во-первых, потому что кратко ))).
Во-вторых, есть очень точные определения и предложения.
В-третьих, потому что есть о чем думать дальше.
В-четвертых (и это, конечно, самое главное!) - потому что очень похоже на мои выводы и размышления, которые довольно бессистемно я писал в этом журнале.
Общее благо, социальный контроль, разрешение конфликтов - конечно, не есть вся демократия, но неплохо бы хотя бы с этого начать.
И еще - вдруг мне явственно представилось, что демократические практики - это то, что необходимо самой элите! Причем даже больше, ем всем остальным!
Это то, что способствует ее выживанию, это есть защита членов самой элиты, и это залог эффективности, чем сегодняшняя элита совсем не блещет и ищет рецепты в чем угодно, только не в элементах демократии..
При этом, очень важно, что внутриэлитные практики демократии - это то, что может потом транслироваться вниз. И это ведь реально более эффективно и надежно, чем то, что происходит сейчас. И это может случиться.
То есть именно к этому элиту нужно принуждать и убеждать.
Вообще у меня еще вчера появилась мысль о статье под названием "Принуждение к политике", как раз почти о том же. О том, что надо не только воевать, но и позитивно принуждать к настоящей политике, причем эта политика содержательно близка тому, о чем написал Павел.
И после прочтения его мыслей я в своей идее еще больше утвердился.
Буду писать.
.