Конкурс философских проектов по борьбе с коррупцией и мои
размышления по этому поводу вызвали некоторую
дискуссию в философском ЖЖ-сообществе.
Правда, не скажу, что дискуссия была шибко философской, но это, конечно, из-за того тона, который я сам задал в своем посте.
И все же, дискуссия показала, что мораль (а именно о ней и о формировании Нового высокоморального человека шла речь) как философская проблема не слишком осознается и не воспринимается как реальная проблема вообще.
То есть вроде как существует какая-то общая убежденность, что моральные качества можно, во-первых, рационально понять, объяснить и, во-вторых, целенаправленно их воспитать, индкоктринировать и инкорпорировать.,
Мне показалось, что эта убежденность может быть поставлена под сомнение как не имеющая научного, в том числе и философского доказательства.
И вот очень к месту оказались рассуждения опубликованные почему-то в New York Times. (Трудно даже себе представить обсуждение философских проблем морали на страницах, скажем, "Коммерсанта", или "Ведомостей").
В общем, 6 апреля 2009 года в упомянутой газете David Brooks опубликовал статью с характерным названием названием
The End of Philosophy.
Краткий реферат (коряво, потому как быстро):
Современная философия начинает переосмысливать мораль. Древня традиция, идущая от Сократа, рассматривает мораль и моральное поведение как результат рациональных размышлений и оценок. Однако, некоторые исследователи утверждают (внимание!), что не обнаружено никакой корреляции между моральными рассуждениями и моральным поведением.
Эти исследователи рассматривают моральные рассуждения скорее как эстетический продукт. А моральные суждения и моральное поведение скорее связаны с интуитивными реакциями и подсознательными импульсами человека.
( Read more... )Как-то так.
Иными словами, формирование Нового человека, который не ворует, не пьет, не курит и т.д., - это совсем не впихивание в него лучших в современном понимании моральных принципов. Это совсем другое, более сложное дело. Которое и надо обсуждать.
.