На одном полюсе находятся советские по духу профессора и доценты, въедливые, часто даже глубокие, но не разносторонние,
не умеющие скользить по поверхности, легко переходить от одной темы и методологии к другим.
Чаще всего они плохо знают иностранные языки, только в объеме остаточных знаний, сохранившихся от сдачи кандидатских экзаменов. Их вовлеченность в актуальные научные направления в лучшем случае базируется на скудной российской научной периодике,доступной им в университетских библиотеках. Ресурсы Интернета для них малодоступны и малопонятны, вызывают скорее недоверие, и ассоциируются с проблемами, а не с возможностями.
Они владеют формальной научной логикой и методологией, что и является их сильной стороной, однако владение современной фактологией, установление связей между большим разнообразием фактов и явлений, переключение между различными методологиями - для них довольно сложная опция, часто вообще отсутствующая в арсенале.
Есть еще особенности общения со студентами, с преподавателями, с начальством - об этом отдельно.
На другом полюсе - относительно молодые, энергичные кандидаты наук (где-то лет до 40, я думаю), производящие впечатление весьма мобильных, но поверхностных, неглубоких мыслителей, легко скользящих по верхам и поэтому покрывающих большие пространства научного мира, однако не погружаясь в глубины. Они легко переходят из одной методологии в другую, не обращая внимания на их противоречия, ставя во главу угла те преимущества, которые можно здесь и сейчас получить от использования той или иной методологии.
Они знают один или два иностраных языка, использует это знание для пополнения своего фактологического научного багажа, что позволяет им легко ориентироваться в "сливках" современной науки. Однако фундаментально они слабы, будучи знакомыми с классическими текстами, в основном, по пересказам и по интерпретациям современных поп-ученых. Они знают довольно много имен, различных идей, высказанных учеными и вошедшими в общий арсенал мирового школярства.
Тем не менее, коммуникационно они более гибки, могут вполне решать сложные задачи, готовить современные тексты и выигрывать гранты, которые ориентированы на такое более прагматичное понимание науки.
Отношения со студентами, коллегами и начальством - в следующих выпусках.
Итак, это два полюса.
Один из которых кажется, при всех недостатках, развивающимся, перспективным, устремленным в будущее.
А второй, кажется вроде как остающимся в прошлом, уходящим.
Но мне, признаюсь, не нравится ни один из этих типов. Наверное потому, что они в чистом виде и не существуют.
Посмотрим, что будет дальше.
.